[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Медитация в традиции дзогчен
АджнаЙогаДата: Суббота, 12.02.2022, 16:47 | Сообщение # 1
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Медитация в традиции дзогчен. Занятие 1_Сангнак Тензин Ринпоче.



Решил просмотреть весь цикл наставлений по медитации в традиции Дзогчен в изложении Тулку Сангнак Тензин Ринпоче. Смотрю, конспектирую и выкладываю.
Это основа основ!
Вот краткий конспект:
Медитация в традиции Дзогчен.

1. Основа. Фундамент:
1) Отречение:
Стремление освободиться от страданий и от цепляния за ложное «я».
2) Бодхичитта:
Стремление помочь всем живым существам освободиться от страданий.
2. Препятствия:
1) Лень
2) Забывать наставления
3) Расплывание и возбуждённость ума.
4) Не применять противоядия.
5) Применять противоядие, когда в этом нет необходимости.
3. Силы-способности:
1) Слушать наставления.
2) Размышлять над смыслом наставлений.
3) Памятовать на каком объекте сосредоточен
4) Бдительность (замечать отвлечение)
5) Усердие
6) Привычка медитировать


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
RayadoДата: Среда, 16.03.2022, 09:39 | Сообщение # 2
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Дух дзогчен.

Из текущего ретрита Намкая Норбу Ринпоче я вынес самое ценное для меня указание — ригпа не нуждается во внимании. «Если вы во внимании, то вы в уме, а не в его природе». Внимание — это направление, напряжение, концепт, действие. Ригпа свободно от внимания. Оно просто пребывает, без направления, а потому безмерно.

Это указание очень углубляет для меня понимание, что значит «обнаружить естественное состояние». Как говорил один великий, «накопления проявятся самопроизвольно».

Поиск тут ни при чём. Внимание тут ни при чём. Направление тут ни при чём. Хотя всё это может присутствовать, но войдите в их самопроизвольность)). Всё происходит и так, без острого, поглощающего вас переживания «делателя».

Именно такое понимание нужно прикладывать вот к этоим высказываниям Согьяла Ринпоче о духе дзогчен:

«Существует широко известная тибетская пословица, которая гласит: «Если вы не баламутите воду, она станет прозрачной сама собой». Поэтому, если вы пребываете в смятении, не изменяйте своё смятение. Как сказал великий сиддха Тилопа, проблемой являются не наши восприятия, но наша привязанность к восприятиям.

Всё возникающее находится в полном порядке, это – дхармакайя. Это означает, что даже смятение является «смятением дхармакайи», и поэтому, если вы не трогаете его, ясность проявится сама собой. Результатом будут покой, благополучие, отдых и блаженство.

Таким образом, это – очень просто. Если вы не изменяете свой ум, но оставляете его так, как есть, возникают покой и блаженство. Все разнообразные наставления по медитации являются только многочисленными средствами достижения момента храбрости, тёплой атмосферы, в которой вы можете отпустить себя.

Когда вы испытываете это состояние, то обнаруживаете, что всё в порядке. Вот почему великие мастера столь расслаблены. Например, в течение всего дня перед Дилго Кхьенце Ринпоче проходят сотни людей, и он даёт им учения, однако всегда всё совершается с лёгкостью. Каждый день он даёт самые глубокие учения, даже во время перерыва на обед, и никогда не доходит до изнурения, потому что у него всё в порядке. Некоторые из его учеников говорили о том, как хорошо он выглядит в этом году по сравнению с прошлым годом. Когда он услышал это, то ответил, что это является результатом того, что он не испытывает никакого беспокойства.

Все учения говорят о том, что нам следует «растворить смятение в абсолютном». Это – именно то, что подразумевается. Используя свет своего постижения, вы растворяете всю тьму в постижении. В Дзогпаченпо вы поднимаетесь, подобно реактивному самолёту, высоко вверх и смотрите вниз на всё смятение с состраданием и пониманием. В действительности, сострадание возникает из постижения. Во многих аспектах Дзогчен больше является отношением, чем практикой, и именно этот дух нам необходимо обрести.

Подлинная практика является чрезвычайно простой: просто оставьте свой ум так как есть. В Дзогчене способ нашего сидения свободен даже от сидения. Как говорит мой мастер в своём «Сердечном Совете»:

«Пребывание является только выражением –
В действительности оно полностью свободно от пребывающего и самого пребывания».

Практика Дзогчена заключается в том, чтобы быть естественными. Если бы вы попросили Дилго Кхьенце Ринпоче посидеть с вами, то, когда бы он сидел, его глаза двигались бы, а выражение лица изменялось, и вы могли бы быть немного сбиты с толку. Ибо он не особенно старался бы сидеть. Он всегда находится в этом состоянии. Всё, что он делает, является сидением, поэтому он не нуждается в том, чтобы сидеть особо. Поскольку его отношение – это Дзогпаченпо, и его атмосфера – Дзогпаченпо, всё, что исходит от него, также является Дзогпаченпо.

Предположим, вы кипятите молоко. То, что закипает и поднимается, также является молоком, не так ли? Это – «Лонгчен Рабджам», что означает, что всё существующее в сансаре и нирване (Рабджам) содержится в Обширном Пространстве (Лонгчен) состояния Дзогпаченпо. Поэтому нет необходимости в приложении многих усилий и стараний для того, чтобы практиковать, всё, что вам нужно делать, – просто расслабиться, но быть бдительными, быть бодрствующими и расслабленными.

Когда вы и ваше отношение становятся всё более и более естественными, вы вступаете в естественность явлений, состояние изначальной естественности. И когда вы пребываете в ней, вы узнаёте то, что в Дзогчене называют «кадак тродрал». «Кадак» означает «изначально чистое»; «тродрал» – это «великая простота, свободная от измышления и усложнения». Вы действительно можете испытать свободу этой великой простоты и незапятнанной изначальной чистоты. Всё познаётся и всё – известно. Нет никаких вопросов". 

САРВА МАНГАЛАМ!

Добавлено (16.03.2022, 09:57)
---------------------------------------------
АджнаЙога, Привет!

Цитата Rayado ()
Если вы не изменяете свой ум, но оставляете его так, как есть, возникают покой и блаженство.

Вот как раз тот пример в котором я пытаюсь разобраться!
Здесь явно указанно что работая с Осознанием ,путем оставления ума в состоянии Так, Как Есть , реализуется не только покой , но и блаженство!...ты говоришь, что блаженство сознания это подьем энергии  и  нужно работать именно с энергией, что бы переживать блаженство!

Я сам практикуя  осознание , иногда переживаю нечто , что я бы назвал блаженством , и когда этот опыт имеет место быть , это выражается на всех уровнях в том числе и физическом,  и нет сомнений , что этот опыт является блаженством - это иначе не назвать...во всяком случае для меня , тк. это опыт который отличается от обычного опыта наслаждения и тд..

Но если блаженство - это опыт именно Энергии , значит работа с Осознанием ведет к реализации и на уровне энергий?...обьясни пожалуйста этот момент!
 
АджнаЙогаДата: Среда, 16.03.2022, 16:56 | Сообщение # 3
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Цитата Rayado ()
Здесь явно указанно что работая с Осознанием ,путем оставления ума в состоянии Так, Как Есть , реализуется не только покой , но и блаженство!...ты говоришь, что блаженство сознания это подьем энергии  и  нужно работать именно с энергией, что бы переживать блаженство!

Блаженством можно называть всё что угодно. Я не знаю, что именно этот автор называет блаженством.
Слова могут быть одинаковые, а переживания разные. Поэтому я предлагаю опираться на метод, что нужно делать, чтобы пережить блаженство.
Блаженство Энергии и Блаженство Сознания - это одно и тоже Блаженство, только метод отличается. Можно работать с энергией и поднимется Блаженство. Можно пребывать в Осознанности и тоже поднимется Блаженство.
Но, чтобы это понять, нужно практиковать оба метода, получить один и тот же результат. Иначе есть опасность, что ты называешь блаженством нечто, что таковым не является, например любовь, наслаждение, некую чувственность или ещё что. 

Цитата Rayado ()
Я сам практикуя  осознание , иногда переживаю нечто , что я бы назвал блаженством , и когда этот опыт имеет место быть , это выражается на всех уровнях в том числе и физическом,  и нет сомнений , что этот опыт является блаженством - это иначе не назвать...во всяком случае для меня , тк. это опыт который отличается от обычного опыта наслаждения и тд..

Чтобы проверить, то ли это блаженство, нужно работать с энергией и в результате этой работы поднимется Кундалини в форме блаженства. Это можно сделать даже после первой дикши. Но, у тебя даже жар не поднимается, не то, чтобы блаженство. Блаженство зависит от чистоты и тонкости твоих внутренних энергий. Пока не очистишь, никакого Блаженства не будет. И в результате Осознанности тоже не будет, т.к. энергии загрязнены.
Цитата Rayado ()
Но если блаженство - это опыт именно Энергии , значит работа с Осознанием ведет к реализации и на уровне энергий?...обьясни пожалуйста этот момент!

Прочти тему Сознание и Энергия 
Чтобы понять взаимосвязь Осознанности и Энергии, нужно пройти в отдельности Путь Осознанности и Путь Энергии, а потом их совместить. Вообще, тебе придётся совместить четыре Пути:  Джняна-Крийя-Бхакти-Карма


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
RayadoДата: Среда, 16.03.2022, 17:35 | Сообщение # 4
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата АджнаЙога ()
Это можно сделать даже после первой дикши. Но, у тебя даже жар не поднимается, не то, чтобы блаженство.

Во время практики вращения чакр , бывало поднимался жар во всем теле , но для меня это не было чем то новым.
Но вот то , что я называю Блаженством всегда имело место быть только от практики Осознания.
Цитата АджнаЙога ()
Чтобы проверить, то ли это блаженство, нужно работать с энергией и в результате этой работы поднимется Кундалини в форме блаженства.

Понял , интересный механизм!:)

Цитата АджнаЙога ()
Блаженство Энергии и Блаженство Сознания - это одно и тоже Блаженство, только метод отличается. Можно работать с энергией и поднимется Блаженство. Можно пребывать в Осознанности и тоже поднимется Блаженство.Но, чтобы это понять, нужно практиковать оба метода, получить один и тот же результат. Иначе есть опасность, что ты называешь блаженством нечто, что таковым не является, например любовь, наслаждение, некую чувственность или ещё что.
 
Спасибо!...вот этот момент , что нужно проверить - это для меня новый подход. Т.е. я могу пережить по ощущениям нечто очень сильное , но это не будет тем что есть Блаженство , вот это тонкости!
 
АджнаЙогаДата: Среда, 16.03.2022, 17:45 | Сообщение # 5
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Цитата Rayado ()
вот этот момент , что нужно проверить - это для меня новый подход. Т.е. я могу пережить по ощущениям нечто очень сильное , но это не будет тем что есть Блаженство , вот это тонкости!

Всё нужно проверять. В одну и ту же комнату (переживание) нужно входить через разные двери (методы). Иначе ты запутаешься, будешь белое называть чёрным и думать, что так оно и есть.  smile


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
RayadoДата: Среда, 16.03.2022, 20:28 | Сообщение # 6
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата АджнаЙога ()
Всё нужно проверять. В одну и ту же комнату (переживание) нужно входить через разные двери (методы). Иначе ты запутаешься, будешь белое называть чёрным и думать, что так оно и есть.
 
Я в осознание , кроме как через осознание больше никак входить не умею и иных методов не знаю . Результат этого опыта всегда являлся спонтанным , будь то пустота , ясность , пространство...и вообще все.
Для меня этот опыт , как опыт тела или других явлений , Опыт Есть и это Факт и проверять его ,мне и в голову не приходило раз я в этом живу :)...просто чувствовал что есть что то еще , но не понимал что , раз Все Есть Осознанность...но это и не являлось проблемой по сути , так как самоосвобождается в осознании в момент возникновения.
 
АджнаЙогаДата: Среда, 16.03.2022, 20:52 | Сообщение # 7
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Цитата Rayado ()
Я в осознание , кроме как через осознание больше никак входить не умею и иных методов не знаю . Результат этого опыта всегда являлся спонтанным , будь то пустота , ясность , пространство...и вообще все.

А вот это интересно. Расскажи, как ты пробудился к Пустотному Осознаванию. Очень подробно, шаг за шагом.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
RayadoДата: Среда, 16.03.2022, 22:00 | Сообщение # 8
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата АджнаЙога ()
А вот это интересно. Расскажи, как ты пробудился к Пустотному Осознаванию. Очень подробно, шаг за шагом.

Много гулял , выводил внимание  во вне. Потом всегда и везде выводил внимание вовне . Наблюдал мысли , чувства , эмоции и тд.
Медитировал сидя с закрытыми глазами , длительный период , сколько  точно не помню но это в совокупности года , и сейчас возобновил , после длительного перерыва. Стал осознавать , что я являюсь осознанием . В медитации когда уходил глубоко , переживал это как пустоту , опыт сознания комы тоже имею. несколько раз садился , открывал глаза , вроде 30мин сидел а прошло 3 часа. Были периоды когда медитировал по 3ч за один подход . два раза в день , по длительности не помню сколько , но не более года. Во сне осознавал , в промежутках , в стыках т.ск. между сном и подрствованием. В бодрствовании переживаю себя как осознание и направляю внимание на осознание и переживаю ясность. Оставаясь в практике осознания осознаю , что я и есть этот мир. Таким образом Осознанность переживается как пустота , ясность и вообще все.
Но она еще субьективна и это очень тонкий аспект , поэтому как только я услышал тебя сразу потянуло:) и когда ознакомился поближе с твоей терминологией , решил скромно определить что нахожусь в Пустотном Осознании так как я в этом уверен  а вот дальше не знаю...возможно...
Умирание я-центра , я не переживал , я просто осознаю в практике осознания что его нет. Но в восприятии тонкое разделение есть . Я не осознаю себя в глубоком сне. Не чувствую что познал смерть и превзошел ее. Чувствую что самоосвобождать чего еще много.
Но в ощущении этот опыт идеально подходит под описание Пустотное Осознание , и длительный период времени я думал , что реализовал Пустоту , которая выходит за пределы тела-ума.

Добавлено (16.03.2022, 22:11)
---------------------------------------------

Цитата АджнаЙога ()
А вот это интересно. Расскажи, как ты пробудился к Пустотному Осознаванию. Очень подробно, шаг за шагом.


Я уже рассказывал тебе , что мне прошлое , которому много лет , трудно восстановить в памяти , как будто все стирается там. 
Я не могу вспомнить как именно я пробудился к этому , восстановить шаг за шагом , как это получается у тебя , но это было этапами не за раз , пока неустоялось...и тогда я престал медитировать , принял это за плод...
Потом понял что это не конец и стал осознавать  осознование дальше , но дальше ничего...были еще разные переживания но это постоянное и легко доступное т. ск. , хотя и не стабильное , я не осознаю себя в глубоком сне , а значит и в момент смерти не осознаю по видимому smile
 
RayadoДата: Пятница, 18.03.2022, 21:31 | Сообщение # 9
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Шри Сингха -"Тантра устных наставлений о тайном драгоценном светильнике чистого осознания".
Установление саморожденного чистого Осознания.

И снова Ваджрасаттва спросил: «О Владыка Тайн! Как может реальность всегда юного осознания возникнуть в нас? Пожалуйста, объясни нам это».
Владыка Тайн отвечал: «Слушай, о Махасаттва! Условие для проявления саморожденного, всегда юного осознания таково: только с помощью устных наставлений Учителя постигается изначальное состояние ума. Учитель обладает всеми средствами, и он воистину велик. Кто не знает этого всегда юного осознания, не может понять его смысл и блуждает вне его. Людям с медлительным умом следует поступать таким образом: прежде всего, сидя в уединенном месте, следует направить свое осознание на объект медитации. Соединив ум и его энергетическую поддержку, следует с великим усердием посвятить себя практике, руководствуясь наставлениями Учителя. Как лучник, с великим усердием направляющий стрелу, тщательно сконцентрируйтесь на объекте медитации. Количество периодов практики может быть большим, средним или малым. Когда вы здоровы, можете практиковать очень энергично. Когда вы чувствуете слабость, следует умерить свои усилия.
На уровне переживаний знаки развития практики проявляются тремя способами: необычно, неожиданно и постепенно; следует знать их большое разнообразие. Знаки, которые проявляются после того, как достигнуто состояние спокойствия, таковы: ваше тело дрожит, ваши члены трясутся, вы чувствуете себя как бы летящим, вы движетесь бесцельно, ваше лицо проясняется, вы переживаете гармонию со всем, окружающим вас. В течение всего периода ваша практика стабильна, вы не стремитесь что-либо предпринимать, для вас легче продолжать, чем прекратить. Если вы желаете лучше овладеть состоянием понимания, практикуйте в соответствии с обстоятельствами. Для лучшего понимания этого состояния можно практиковать очень большими периодами (весь день). Если ученик еще не имеет таких способностей созерцания, то можно обострять концентрацию в середине периода и ослаблять в конце; или можно сначала ослабить и в конце усилить. Если вы достигли глубокого созерцания, вы можете расслабиться, ничего не исправляя.
Высший знак — это когда ваше созерцание подобно пальцу, увязшему в клее. Средний знак — когда оно подобно камню, помещаемому в грязь. Знак низшей степени — когда требуются усилия, чтобы продолжать. Если звуки уже перестают вам мешать, вы можете смешивать созерцание с обычной ежедневной жизнью. Когда вы достигаете глубокого созерцания, вы остаетесь легко расслабленным и бодрым, без необходимости что-либо менять. Это есть стабильность и полная завершенность в практике. Тело и ум расслаблены в естественном состоянии; вы погружены в величайшее блаженство бодхичитты. Изначальное состояние ума, подобно небу, не имеет ни центра, ни границ. Тело кажется несуществующим и легким, как хлопок, дыхание кажется остановившимся, а ум — беспристрастным, как пространство. С появлением чистого осознания внутри, подобно огню, горит Величайшее Блаженство»
 
АджнаЙогаДата: Вторник, 22.03.2022, 01:02 | Сообщение # 10
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Цитата Rayado ()
Шри Сингха -"Тантра устных наставлений о тайном драгоценном светильнике чистого осознания".Установление саморожденного чистого Осознания.

В этом тексте хорошо описан Путь Осознанности.
Цитата Rayado ()
С появлением чистого осознания внутри, подобно огню, горит Величайшее Блаженство

Хорошо, если он описывает Блаженство Сознания. Тогда нужно пребывать в этом 22000 таких периодов Блаженства прежде чем раскроется Ясный Свет.
Но, я сталкивался с тем, что Блаженством называют какой-то уровень Сознания, в том числе и Осознанность могут назвать Блаженством.  И Ясный Свет называют Блаженством. Т.е. есть разные уровни Блаженства.
Все эти тексты нуждаются в комментариях опытного Мастера.

Rayado, тебе рано сравнивать разные Учения. У тебя опыта пока недостаточно. Ты выдёргиваешь отдельные тексты из разных Учений. Вроде слова одинаковые, но смысл их будет разный.
Лучше практикуй, пройди весь Путь Аджна-йоги от а до я. Потом будешь размышлять и сравнивать. Тебе пока не с чем сравнивать, опыта маловато. Поэтому ты путаешься. И это не закончится никогда. На уровне мышления, без достаточного опыта, ты никогда не поймёшь, поверь.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
RayadoДата: Вторник, 22.03.2022, 09:40 | Сообщение # 11
Группа: 1-й уровень
Сообщений: 36
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата АджнаЙога ()
Rayado, тебе рано сравнивать разные Учения. У тебя опыта пока недостаточно. Ты выдёргиваешь отдельные тексты из разных Учений. Вроде слова одинаковые, но смысл их будет разный.Лучше практикуй, пройди весь Путь Аджна-йоги от а до я. Потом будешь размышлять и сравнивать. Тебе пока не с чем сравнивать, опыта маловато. Поэтому ты путаешься. И это не закончится никогда. На уровне мышления, без достаточного опыта, ты никогда не поймёшь, поверь.

_/\_
 
АджнаЙогаДата: Воскресенье, 01.06.2025, 11:49 | Сообщение # 12
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Ваджрное дыхание ОМ А ХУМ

Ваджрное дыхание мы обычно выполняем в среднем туне, но можно объединять его и с повседневной жизнью. Вы делаете вдох на звук ОМ, задержку на А, а выдох на HUM. Если, выполняя ваджрное дыхание, вы сидите, то на ОМ делаете медленный вдох, на А долгую задержку и на HUM выдох. Помните, что ваджрное дыхание можно применять в любой момент, например при ходьбе. В этом случае задержка на А делается очень короткой и сразу же — выдох, при этом вы не представляете слоги ОМ, А и HUM, но просто сохраняете присутствие своего дыхания.
Если вы научитесь делать медленный и глубокий выдох, вам будет намного легче быть спокойными, а напряжение уменьшится. Поначалу вам придется прикладывать небольшое усилие, чтобы объединять три Ваджры со своим дыханием, но со временем ваджрное дыхание станет синхронизироваться само собой. Ваджрное дыхание — это способ очищения неблагой кармы, развития ясности и упорядочивания энергии. Это простая практика, но она очень сильная и важная. Делать ее каждый день чрезвычайно полезно, чтобы поддерживать здоровье, меньше отвлекаться и развивать присутствие.

ОМ A HUM — это сущность всех мантр, символ состояния трех Ваджр просветленных. Объединение трех Ваджр с дыханием также представляет собой в высшей степени сильную разновидность защиты.

Намкай Норбу Ринпоче


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Четверг, 05.06.2025, 16:11 | Сообщение # 13
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Вопрос не в том, чтобы построить это состояние пробужденного ума, а скорее в том, чтобы сжечь те заблуждения, которые его скрывают.

В процессе сжигания этих заблуждений мы обнаруживаем просветление. Если бы процесс был иным, состояние пробужденного ума было бы результатом причинно‑следственной связи, а потому было бы подвержено распаду. Все, что создано, рано или поздно должно умереть и если бы просветление было продуктом такого процесса, тогда для эго всегда оставалась бы возможность вновь утвердить себя, вызвать возврат к состоянию заблуждения.

Просветление постоянно потому, что мы не произвели его, а только открыли. В буддийской традиции часто используется аналогия солнца, появляющегося из‑за облаков; эта аналогия объясняет раскрытие просветления. В практике медитации мы устраняем заблуждения эго, чтобы получить проблеск состояния пробужденности.Отсутствие неведения, подавленности и паранойи открывает необычайный взгляд на жизнь: мы обнаруживаем иной способ бытия.

Чогьям Трунгпа Ринпоче


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Суббота, 14.06.2025, 14:03 | Сообщение # 14
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Соответствие Махамудры Великому Совершенству.
Трулщик Адэу Ринпоче


Традиции Махамудры и Дзогчен идентичны в своей сущности, но в каждой есть свои уникальные наставления. Вы можете практиковать любую из них. В Дзогчен есть специфическая система учений под названием Тогал, а также традиция прямого введения в осознавание ригпа. В Махамудре есть исключительные наставления под названием «Девять циклов слияния».
Когда мы приступаем к практике медитации в традиции Махамудры, нас учат трём аспектам: спокойствия, возникновения и замечания.
Развивая спокойствие, мы тренируемся отсекать вовлечение в воспоминания — мы прекращаем развлекать себя мыслями о том, что случилось в прошлом. То же самое касается и будущего: мы не должны строить планы о следующем мгновении. Что касается нынешнего момента, то просто и полностью оставьте его. Бросьте всё и оста¬вайтесь в нынешнем состоянии, здесь и сейчас. В традиции Махамудры «спокойствие» означает просто быть таким образом, не следуя за мыслями о прошлом, будущем или настоящем, и не создавать каких-либо новых мыслей.
Начинающий практик заметит, что он не сможет продержаться слишком долго, если полностью оставит все мысли. Из-за кармических сил потоков праны формируются новые мысли — мысли, цепляющиеся за субъект и объект, приятное и неприятное. Активизация таких процессов называется «возникновением».
Когда внимание находится в покое и тишине, мы знаем об этом. Когда мы вовлекаемся в размышления о том и этом, мы тоже можем быть в курсе этого. В этом контексте спокойствия и возникновения мыслей знание, или наблюдение, этих процессов называется «замечанием». Именно эти три аспекта и называются спокойствием, возникновением и замечанием.
Итак, тренировка заключается в следующем: каждый раз, когда вы замечаете, что думаете о чём-либо, прекращайте вовлекаться в это, извлекайте своё внимание, оставляя его в спокойном состоянии тишины, и просто оставайтесь таким образом. Когда через какое-то время вы заметите, что вы думаете о чём-то, вновь вернитесь к спокойному состоянию. Это и есть тренировка. Повторяя это вновь и вновь, вы привыкаете и приобретаете больше опыта. Таким образом происходит продвижение.
Если ваши способности возрастают, наступает момент, когда возникновение мыслей не оказывает такого сильного эффекта на ваше внимание. После этого каждый раз, когда начинает формироваться мысль, вместо того, чтобы вовлекаться в неё, мы способны просто пребывать до тех пор, пока сила мысленной волны не ослабнет и не уступит место аспекту восприятия, который возрастает и усиливается. На этом этапе исчезает граница между спокойствием и возникновением. Именно на этой стадии мы способны распознать настоящую сущность того, кто замечает, что происходит на самом деле. Другими словами, на этом этапе начинается випашьяна.
Великий йогин Миларепа сказал: «В промежутке между ушедшей мыслью и следующей мыслью постоянно восходит неконцептуальная пробуждённость». Это действительно так, независимо от того, осознаёте вы это или нет, поэтому разница заключается только в осознавании. Возможность осознавать присутствует в любой момент; в этом и состоит тренировка. В начале мысли исчезают: это называется спокойствием. Потом возникает следующая мысль: это именуется возникновением мысли, и мы замечаем, как происходит и то, и другое. Эти три аспекта — спокойствие, возникновение мысли и замечание — приводят к тому, что мы всё больше и больше осознаём промежутки между мыслями. Это осознающее качество становится всё сильнее, причём это становится возможным только благодаря тренировке; мы не можем растянуть этот промежуток, сделав его длиннее. И силу тренировки мы не можем увеличить искусственным образом. В какой-то момент мы осознаём того, кто замечает, что стоит за пробуждённым аспектом, и тогда нам становится понятна разница между шаматхой и випашьяной.
Если во время практики шаматхи вы тренируетесь находиться в отсутствующем, нейтральном, безразличном состоянии, без какой-либо мысленной активности вообще, в традиции Дзогчен такое состояние называется подсознанием всеосновы. Таким образом, вы просто освобождаетесь от вовлечения в мысленную активность. «Когда внимание активируется в сфере всеосновы, такая активность превращается в двойственный ум», — говорится в Дзогчен. Но если граница между спокойствием и возникновением мысли исчезает, а мощь осознающего качества, наоборот, усиливается, то такое пробуждённое качество, согласно учениям Дзогчен, превращается в ригпа. В зависимости от того, какой подход мы используем — Махамудру или Дзогчен, — могут применяться различные термины, но сама тренировка в обоих случаях по сути одна и та же.
Согласно наставлениям Дзогчен в этом контексте имеются три ключевых пункта. Первый — исследование двойственного ума, то есть нашего обычного внимания. Второй — поиск тайной сущности, скрытого образа двойственного ума. Третий — обнаружение места его исчезновения. Под исследованием подразумевается наблюдение за тем, как себя ведёт двойственный ум (качество внимания): откуда он появляется, где он пребывает сейчас и куда он исчезает. Во втором пункте мы действительно обнаруживаем, что же собой представляет его видимое присутствие: мы видим, что там на самом деле нет никакой конкретной вещи. Это всего лишь некое поведение, ошибочно принимаемое за реальную вещь; на самом же деле там вообще ничего нет. Мы обнаруживаем, что это качество внимания не является чем-то конкретным только тогда, когда начинаем исследовать. Это то, что называется несуществующим, или кажущимся, присутствием. Последний пункт — обнаружение места исчезновения двойственного ума. В тот миг, когда мы вглядываемся в это качество внимания и пытаемся понять, где оно и из чего оно состоит, мы обнаруживаем, что там ничего нет: оно просто исчезает каждый раз, когда мы смотрим. Таким образом, согласно Дзогчен, мы обнаруживаем, что собой представляет двойственный ум на самом деле.
Такое открытие ведёт нас к реальности осознавания, ригпа, ведь в начале нам нужно уяснить, что такое двойственный ум. Попытайтесь обнаружить суть этого пробуждённого качества, которое цепляется за реальность. Откуда появляется ум? Где он в данный момент? Когда он исчезает, куда он удаляется? Это называется исследованием возникновения, пребывания и исчезновения двойственного ума.
На этом этапе человеку можно указать на действительное осознавание. Сам процесс начинается с шаматхи и сопровождается определёнными медитативными переживаниями, называемыми блаженством, ясностью и безмыслием. Когда же человек безостановочно переходит к качеству випашьяны, обладая способностью поддерживать медитативное состояние ума без каких-либо отвлекающих манёвров, это называется однонаправленностью, первой стадией Махамудры. Продолжая эту практику, вы достигаете уровня прогресса, именуемого простотой, за которым следует состояние единовкусия, и, в конце концов, достигаете состояния, именуемого не-медитацией, к которому в буквальном смысле не нужно привыкать. Под этим подразумевается, что нам больше не нужно что-либо развивать или культивировать при помощи некоего трудящегося субъекта. Другими словами, мы обнаруживаем изначальное состояние просветления. Сущность ума просветлена испокон веков, ведь наша изначальная основа бытия по определению является просветлённой. В традиции Дзогчен это открытие называется повторным просветлением. В Махамудре не используются термины «повторное просветление» и «изначальное просветление», но на четвёртой стадии не-медитации мы сталкиваемся с тем же самым смыслом.
Путь Дзогчен начинается с прямого введения в действительное осознавание. Это подобно тому, как если вам показали начало дороги, но это не значит, что вы должны встать там и чего-то ждать. Необходимо двигаться дальше. Иногда люди недопонимают этот момент, думая, что, раз они получили прямое введение и распознали ригпа на своём опыте, этого достаточно, и весь путь пройден. Нет, это¬го недостаточно. Распознавание ригпа — это только начало пути Дзогчен. Нам необходимо следовать дальше, и это требует большого усердия. Конечно же, можно сказать, что такое усердие должно быть свободным от (концептуальных) усилий, но это абсолютно точно не означает, что мы должны игнорировать саму практику. Говорится, что есть два типа практикующих Дзогчен: ленивые и усердные. Ленивым больше подходит практика Трекчо, тренировка в изначальной чистоте. Усердным практикующим больше соответствует путь Тогал, тренировка в спонтанном присутствии. Но обоим типам практикующих не следует замирать и ждать чего-то. Указующие наставления по прямому введению похожи на то, как если вам указывают на землю и говорят: «Это дорога в Лхасу». Если вы просто будете стоять на этом месте, вы никогда не попадёте в Лхасу. Вам необходимо идти шаг за шагом по дороге, переставляя по очереди свои ноги. Точно так же, когда вы распознали ригпа, вам необходимо тренироваться и продвигаться по пути.
В Дзогчен существуют четыре стадии развития прогресса. Первая наступает, когда вы на самом деле распознали ригпа. Это иногда называется видением природы явлений воочию: естественное состояние становится видно именно так, как есть. Когда вы продвигаетесь в этой практике, и ваш опыт становится глубже, это называется возрастанием медитативных переживаний. Третья стадия — кульминация осознавания, а четвёртая стадия называется истощением, или исчерпанием всех понятий и двойственных явлений. Эта последняя стадия эквивалентна стадии не-медитации в Махамудре. Абсолютное состояние просветления достигается вновь в изначально просветлённой исконной основе бытия, как упоминалось ранее. Выдающийся мастер Дзогчен Патрул Ринпоче часто говорил своим ученикам: «Оставьте пространство для прогресса. Вам не следует думать, что вы уже там и что больше нечего достигать. Даже если вы пребываете в со¬стоянии ригпа, оставьте место для дальнейшего продвижения. Не останавливайтесь на достигнутом — ещё не время. Вашей практике ещё есть куда улучшаться».
В соответствии с подходом Махамудры в прямом введении ваш обычный ум показывается как истинное состояние изначальной пробуждённости. Когда вам показали его таким образом, это теперь называется сущностью ума, и вам дают такое наставление: «Взгляни в сущность ума. Поддерживай сущность ума. Это и есть путь». В соответствии с наставлениями Дзогчен в прямом введении вам указывают на присущую изначальную пробуждённость, которая уже присутствует в вас. Она называется ригпа. От вас требуется распознать ригпа и поддерживать его. Между этими двумя учениями нет существенной разницы. Конечно же, в этих двух традициях есть некоторые дополнительные наставления. Это то же самое, что подъезжать к Бодхгае с юга или с севера: дороги ведут к одному и тому же месту. Прямое введение похоже на указывание правильного пути, ведущего прямо в Бодхгаю. Если вы правильно распознали дорогу и то, в чём необходимо тренироваться, в точности этому следуя, чтобы достичь просветления, тогда у вас не будет сомнений в безошибочности этого пути. Тем не менее, вам всё же предстоит следовать по пути. Насколько быстро вы достигнете своей цели, зависит полностью от вас и вашего усердия.
После того, как Миларепа передал Гампопе все необходимые наставления по медитации, он добавил: «Теперь вся практика находится в твоих руках». Когда Гампопа отправился в дорогу, Миларепа проводил его и в какой-то момент остановился и сказал Гампопе: «Я передал тебе все учения, но одно наставление я придержал». Гампопа подумал, что ему следует сделать подношение мандалы, и начал готовиться, но Миларепа сказал: «Не надо подносить мандалу. Я тебе дам только это учение...» Затем он повернулся, поднял свою юбку и показал ягодицы. Они были до такой степени покрыты мозолями, что Гампопа не мог различить, что это — плоть, камень или дерево. Дав ему время хорошенько полюбоваться этим зрелищем, Миларепа сказал: «Если ты хочешь достичь совершенства в практике медитации, тебе нужно сидеть так же, как я. Я сидел на твёрдых скалах непрерывно, так долго, что моя задница стала такой же твёрдой, как камень. Ты должен тренироваться с таким же рвением и стойкостью. Это моё последнее наставление». Поэтому недостаточно просто смотреть на то место, где вы стоите, думая, что вы куда-то прибыли. Рас¬познавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.
Теперь давайте определим, в чём заключается настоящая практика медитации. В чём именно нам следует тренироваться во время сессий медитации? Говоря в общем, это «обычный», или «естественный», ум, но что это такое? Наше обычное состояние ума или какое-то специфическое естественное состояние ума, описанное в Великом Совершенстве? Великий тертон из местности Тренгпо, Шераб Озер, сказал: «Вовсе не достаточно поместить своё внимание в неразличение чего-либо вообще. Недостаточно просто не медитировать и не удерживать понятий «медитирующий» и «объект медитации». Скорее всего, это будет отсутствующим состоянием ума, которое является базисом всего самсарного существования, равно как и нирваны». Нам необходимо идентифицировать основу освобождения, естественное состояние ригпа, а это не то же самое, что обычное состояние сознания, которое в Дзогчен называется всеосновой. Сколько бы тысяч лет вы ни тренировались в подсознании всеосновы, вы не достигнете абсолютно никакого прогресса, а будете вновь и вновь оказываться в самсарных состояниях. С другой стороны, тренировка в естественном состоянии ригпа — не что иное, как пребывание в основе освобождения. Поэтому важно различать обычный ум, подсознание все¬основы и естественное состояние ума, которое является основой освобождения, а затем тренироваться соответствующим образом.
Сущность медитативной практики, с которой вас знакомят согласно традиции Махамудры, находится в обычном, естественном состоянии ума; на неё указывают как на изначальную, истинную пробуждённость. В соответствии с Дзогчен это есть самопознающая изначальная пробуждённость. Когда вы осознали её, вы можете продолжать тренироваться в ней, и по мере углубления опыта вы достигаете определённых стадий прогресса, которые называются четырьмя йогами Махамудры. Каждая из них разделяется на три категории: для меньших, средних и высших способностей. Все вместе они называются двенадцатью аспектами четырёх йог пути Махамудры. Есть и другой подход, когда можно применять структуру четырёх йог к каждой из четырёх йог, в результате чего получается шестнадцать аспектов. Они в равной степени актуальны и просто определяют рубежи всё более глубоких уровней переживания и стабильности в естественном, обычном уме.
Похожее объяснение имеется на пути Дзогчен. В соответствии с Трекчо увеличивается привыкание, или усвоение состояния ригпа, что можно описать при помощи рубежей пути под названием «четыре видения». Эти же четыре видения описывают практику Тогал.
Пожалуйста, поймите, что в абсолютном смысле нет никакой особой разницы между Дзогчен и Махамудрой. Нет двух разных пробуждённых состояний, называющих¬ся Дзогчен и Махамудра. Оба пути обладают единым вку¬сом в пространстве дхармакаи. Эти два слова на самом деле относятся к основной природе всех вещей. Поскольку все явления, которые появляются и существуют в самсаре и нирване, опечатаны состоянием великого блаженства, они называются Великой Печатью, что дословно и есть Махамудра. Точно так же, поскольку все явления, какими бы они ни были, совершенны в сфере самосуществующего осознавания, они называются Великим Совершенством, Дзогчен.
Плод, или конечный результат пути, описывается как пробуждение в истинном просветлении в сфере трёх кай. Пустотная сущность постигается как дхармакая, осознающая природа постигается как самбхогакая, а всеобъемлющая энергия постигается как нирманакая. Эти три каи постигаются неделимыми в единой сфере изначальной пробуждённости, и это происходит одинаково как в со¬стоянии плода Махамудры, так и Дзогчен.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Воскресенье, 15.06.2025, 16:30 | Сообщение # 15
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Прокомментирую текст «Соответствие Махамудры Великому Совершенству. Трулщик Адэу Ринпоче»

На примере этого текста разберу распространённые заблуждения современных горе-гуру:

1. Горе-гуру предлагают неофитам спрашивать себя:«А кто воспринимает? А кто говорит? и т.д.»
От таких вопросов неофит направляет внимание внутрь, его ум останавливается(отсутствие мыслей), он чувствует «присутствие».
Или горе-гуру делает что-то неожиданное (например, хлопает в ладоши), ум ученика в ступоре, мыслей нет, есть кажущееся «присутствие».
Горе-гуру говорит:«Это и есть ригпа!» Более того, это липовое «ригпа» объявляется Просветлением, типа Путь закончен, делать больше ничего не надо. В лучшем случае чел воспринимает с пустым, присутствующим умом и называет сие «ригпа».
Это заблуждение!
1) Пустой-присутсвующий ум — это НЕ ригпа. Это алайя всеосновы (сознание всеосновы).
Цитата из текста:
Цитата
отсутствующем, нейтральном, безразличном состоянии, без какой-либо мысленной активности вообще, в традиции Дзогчен такое состояние называется подсознанием всеосновы. Таким образом, вы просто освобождаетесь от вовлечения в мысленную активность.

и
Цитата
важно различать обычный ум, подсознание всеосновы и естественное состояние ума, которое является основой освобождения, а затем тренироваться соответствующим образом.


Ригпа раскрывается только в осознанном сне без сновидения. Этот процесс может произойти во время медитации, когда вы пребываете в иллюзорном теле и медитируете на алайю (пустой-присутствующий ум) и пройдёте стадии: промежуточное состояние между бодрствованием и сном, осознанный сон со сновидением, осознанный сон без сновидения.

2) Если ригпа всё таки раскроется в осознанном сне без сновидения, это НЕ означает, что «Путь закончен, Просветление наступило!» Это ригпа нужно привнести во все состояния сознания: бодрствование, сон со сновидением, сон без сновидения. Нужно продолжать практику, непрерывно пребывать в ригпа. И пройти несколько стадий.
Цитата из текста:

Цитата
Иногда люди недопонимают этот момент, думая, что, раз они получили прямое введение и распознали ригпа на своём опыте, этого достаточно, и весь путь пройден. Нет, этого недостаточно. Распознавание ригпа — это только начало пути Дзогчен. Нам необходимо следовать дальше, и это требует большого усердия.

и
Цитата
Распознавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.


2. Когда в результате практики сосредоточения возникают переживания (жар, блаженство, Свет), горе-гуру обесценивает эти переживания, говорит, что «это всё фигня и не в ту сторону».
Это заблуждение!
Медитативные переживания являются признаком продвижения на Пути созерцания (ригпа) и очищают ум. Да, нельзя цепляться за эти переживания, но сами переживания имеют ценность. Если этих переживаний нет, то цена вашему ригпа — копейка! И ригпа ли это вообще?
Цитата из текста:
Цитата
Когда вы продвигаетесь в этой практике, и ваш опыт становится глубже, это называется возрастанием медитативных переживаний.


3. На Пути созерцания (ригпа) последняя стадия — «4 Видения». Что это такое? Это 4 Безграничных Света (подобно свету Луны, Солнца, Тёмной ночи и Ясный(Чистый)-Изначальный Свет[Абсолютная Истина]).
Горе-гуру утверждает, что можно раскрыть Абсолютную Истину без прохождения 4-х Видений.
Это заблуждение!
Т.к. 3 Видения являются наитончайшими загрязнениями концептуального ума, которые скрывают Абсолютную Истину. Большинство людей НЕ распознают эти 3 Видения, т.к. недостаточно далеко продвинулись по Пути Созерцания (ригпа).
Цитата из текста:
Цитата
В соответствии с Трекчо увеличивается привыкание, или усвоение состояния ригпа, что можно описать при помощи рубежей пути под названием «четыре видения». Эти же четыре видения описывают практику Тогал.


4. Горе-гуру утверждают, что Дзогчен — это Высшее Учение, в нём нет тантры. И тантра — это низшее учение, не нужно его практиковать, мы сразу запрыгнем на последнюю ступеньку.
Начнём с того, что в рамках Дзогчен много Тантр. Например, Трома Нагмо, которую открыл Дуджом Лингпа и передают его перерождения Дуджом Ринпоче (глава школы Ньингма).
Махамудра Тантры — это введение праны в центральный канал через сосредоточение на чакрах, каналах, каплях.
Дзогчен — это введение праны в центральный канал через пребывание в ригпа.
Признаки входа праны в центральный канал(от простого к сложному): жар, Блаженство, иллюзорное тело, Свет, Изначальный-Чистый Свет, Иллюзорное Тело Союза, Абсолютное(Радужное) Иллюзорное Тело.

Цитата из текста:
Цитата
Пожалуйста, поймите, что в абсолютном смысле нет никакой особой разницы между Дзогчен и Махамудрой. Нет двух разных пробуждённых состояний, называющихся Дзогчен и Махамудра. Оба пути обладают единым вкусом в пространстве дхармакаи. Эти два слова на самом деле относятся к основной природе всех вещей. Поскольку все явления, которые появляются и существуют в самсаре и нирване, опечатаны состоянием великого блаженства, они называются Великой Печатью, что дословно и есть Махамудра. Точно так же, поскольку все явления, какими бы они ни были, совершенны в сфере самосуществующего осознавания, они называются Великим Совершенством, Дзогчен.


«Великое Блаженство» — это Изначальный-Чистый Свет.
Мастера Дзогчен также, как и Мастера Махамудры входят в посмертную медитацию на Изначальный-Чистый Свет, реализуют Радужное Тело, тем самым доказывая, что Плод(Результат) Учений Махамудра и Дзогчен один и тот же!


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Понедельник, 30.06.2025, 21:52 | Сообщение # 16
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 937
Репутация: 33
Статус: Offline
Очищение на пути от препятствий временных переживаний самадхи.

Вялость - означает неспособность реализовать сияющую осознанность, неспособность познать её в переживании ясности. Вялость связана с дремотой, вызванной сонливостью.

Возбуждённость - означает, что сознание движется за объектом или мечется в поисках чего‐то. «Движется» - означает, что внимание не пребывает в покое.

Рассеянность ‐ это увлечение восприятием чего то внешнего.

Неустойчивость ‐ это когда человек может быть спокоен на короткое время, но не способен сохранять спокойствие долго.

«Подводное течение» ‐ это когда внимание отвлекается незаметно, в то время? как ты считаешь, что оно пребывает в покое.

Возбуждённость бывает двух видов:
«Возбуждённость, вызванная чем‐то другим», ‐ это когда сознание приходит в возбуждение, вследствие обстоятельств.
«Возбуждённость, происходящая изнутри», ‐ это те незаметные для сознания мысли: «Всё спокойно, всё ясно!», которые появляются в состоянии медитации.

Вялость и возбуждённость ‐ это главные изъяны, которые возникают от неспособности сосредоточиться и впадения в безразличие.

Ощущая вялость, направь внимание на сердечный центр! Сохраняй
сосредоточенность и собранность, медитируя однонаправленно и непоколебимо! Тем самым, ты не поддашься вялости или сонливости, но будешь продвигаться по пути.

Ощущая возбуждённость, направь внимание на точку ниже пупка, сохраняй сосредоточенность и собранность и неколебимо медитируй! Благодаря этому, ты будешь полностью сосредоточена и не впадёшь в ошибку возбуждённости или рассеянности.

Обычно, если твоё внимание направлено в одну точку и полностью
сосредоточено, тебе не грозит вялость или возбуждённость.

"Падмасамбхава (Ответы на вопросы Еше Цогял)


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: