[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Учения о Недвойственности » Тибетский Буддизм » Дзогчен » Ригпа
Ригпа
АджнаЙогаДата: Четверг, 16.06.2022, 01:00 | Сообщение # 1
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Сущностное и лучезарное ригпа

Додрупчен Джигме Тенпе Ньима различает четыре возможных состояния, которые служат примерами сущностного и лучезарного ригпа:[119]

— состояние, которое есть лучезарное ригпа, но не сущностное ригпа;

— состояние, которое есть сущностное ригпа, но не лучезарное ригпа;

— состояние, которое есть единство первых двух;

— состояние, которое не является ни тем, ни другим.

1. Что касается первого состояния, которое является состоянием лучезарного ригпа, но не сущностного ригпа, то здесь имеется в виду тот его аспект, который мы уже обсуждали; он проявляется и его можно пережить только тогда, когда задействованы грубые уровни сознания и концептуальные мысли. Тот тип ясного света, который переживается в этот момент, и есть лучезарное ригпа.

2. Что касается состояния сущностного, но не лучезарного ригпа, то здесь речь идет об абсолютном ригпа, которое, собственно, и есть ясный свет.

3. О третьем случае, когда присутствуют оба эти состояния: если есть лучезарное ригпа, то совсем не значит, что нет сущностного ригпа. На третьей стадии видения,[120] «видения полного возрастания ригпа», есть лучезарное ригпа, поскольку эти видения представляют собой проявления основы, но также есть и сущностное ригпа, поскольку они являются результатом твердого укоренения в сущности: можно сказать, что на третьей стадии видения присутствуют и лучезарное, и сущностное ригпа, то есть здесь ригпа проявляется в полной мере.

На самом деле первые три видения из четырех являются переживаниями, возникающими, когда вы утвердились в ригпа как в основе, поэтому они являются переживаниями, в которых сущностное и лучезарное ригпа присутствуют одновременно.

4. Теперь о последней возможности: ригпа, которое не есть ни ригпа основы, ни ригпа проявления основы.

Если есть ригпа, то оно должно быть либо ригпа основы, либо ригпа проявления основы и никак иначе? Нет, не обязательно. Потому что есть «ригпа всеохватывающего спонтанного присутствия, мудрость плода дхармакайи», которое также называют «ригпа всеохватывающего спонтанного присутствия, являющееся окончательным состоянием свободы». Это не ригпа основы, и не ригпа проявления основы.

С одной стороны, проявления основы уже завершили процесс своего растворения в пространстве-основе, и может показаться, что они полностью слились с чрезвычайно тонким ясным светом основы. С другой стороны, здесь можно отдельно говорить о «ригпа всеохватывающего спонтанного присутствия», которое является окончательным плодом. Этот термин относится к окончательной природе и подразумевает полную завершенность.

Далай Лама о Дзогчене. Учения Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай Ламой (Гьяцо Тензин)


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Четверг, 16.06.2022, 12:37 | Сообщение # 2
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Прокомментирую.

Хороший текст для рассуждающих про Абсолют и ригпа.
Тут описаны 4 стадии, которые нужно пройти последовательно. Перескочить через ступеньку невозможно.
1. Ригпа-осознанность
2. Йога Ясного Света. Стадии созерцания 3 Пустота-Блаженство-Свет.
3. Раскрытие 4-го Пустота-Блаженство-Свет. Что и есть Ясный Свет бодрствования.
4. Встреча Ясного Света бодрствования с Ясным Светом сна без сновидений. И после этого жить в Ясном Свете в повседневной жизни.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Суббота, 18.06.2022, 23:25 | Сообщение # 3
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Отрывок из учения "Вершина всех Колесниц", данного Его Святейшеством в Сан-Хосе в 1989 г.)

Уникальность учения Дзогчен.

Если разные подходы различных традиций приводят к одной цели, тогда почему именно Дзогпаченпо, или Ати-йога, считается вершиной всех Колесниц?

В своей работе "Сокровищница Дхармадхату" Лонгченпа пишет:
"Ати, Колесница нерушимой сути - это сущность и вершина всех Колесниц. Она возвышается подобно величественному горному пику, стоящему посреди четырех континентов."

В Тантре "Великого Естественно Возникающего Осознания" сказано:
"Вершина всех воззрений - это Ати, Дзогпаченпо."

Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию ясного света - оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное.

Сейчас я приведу цитаты из текста Додрупчена Джигме Тенпе Ньимы.  Там сказано:
"В отцовских тантрах обнаженный ясный свет постигается через силу обуздания жизненной энергии-праны. По мере овладения праной переживание ясного света будет становиться все глубже и устойчивей."

Таким образом, в отцовских тантрах ясный свет проявляется при сосредоточении на основной практике жизненной энергии-праны.

"В материнских тантрах тренируются в йоге ясного света. Сияющее и великолепное переживание ясного света раскрывается и становится все сильнее по мере того, как набирает силу практика туммо и повышается способность работать с тонкими жизненными субстанциями (тигле)."

Итак, в этих двух отрывках говорится о том, что ясный свет является основой йоги тонкой энергии в отцовских тантрах и основой йоги тонких жизненных субстанций в материнских. Таким образом:

"Чем выше уровень накопленной жизненной энергии или чем больше возрастает
великое блаженство, в той же мере отсекаются мысли и растворяются
умственные построения, и неуклонно проясняется переживание ясного света."

Здесь Додрупчен говорит как о материнских, так и об отцовских тантрах, принадлежащих традиции новых переводов. Далее:
"Разница состоит лишь в том, чему уделяется большее внимание, поскольку
обе характеристики принадлежат обоим подходам."

Если оставить в стороне вопрос о том, на чем делается основной упор в практике, можно сказать, что как в материнских, так и в отцовских тантрах фокусируются и на жизненной энергии-пране, и на тигле, поэтому оба метода можно обнаружить и том и в другом классах тантры. И в отцовских, и в материнских тантрах особое внимание уделяется мудрости единства блаженства и пустоты, и с этой позиции как отцовские, так и материнские тантры можно отнести к недвойственным. Вот что говорится о глубине и уникальных особенностях учения Дзогчен:

"В учении Дзогчен на основе самого ясного света образ пребывания ясного света
становится очевидным и несомненным в аспекте ригпа, или подлинного знания. Здесь
никакие заблуждения или искажения, вызванные рассудочным мышлением, не
препятствуют переживанию ясного света."

Додрупчен говорит "на основе самого ясного света", а не "ясным светом". Он утверждает, что "аспект ригпа, или подлинного знания" либо делает ясный свет "очевидным и несомненным", либо попадает под власть понятий.

"Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий…"

...поскольку он уже изначально присутствует, в себе и из себя. Здесь говорится о "лучезарном ригпа" или " ригпа в аспекте энергии". Лучезарное ригпа - это то, которое возникает из Основы и является проявлением Основы. На самом деле, то, что я говорю о проявлении Основы, означает, что я объясняю вам Дзогчен, но использую для этого терминологию тантрической традиции новых переводов.

Вместерожденный изначальный ум ясного света считается природой ума, или абсолютной основой сознания. Пять сознаний органов чувств и им подобные, то есть те виды сознания, которые возникают при соприкосновении с грубыми материальными объектами, проявляются по своей сути как чистое и осознающее состояние. Если вы спросите, создано ли оно сознанием, я отвечу, что эта ясная сущность осознания происходит из изначального ума ясного света. В таком случае, вместерожденный изначальный ум ясного света можно считать основой или корнем всех сознаний. Именно поэтому грубые уровни сознания прекращаются в момент проявления очень тонкого окончательного ясного света. И наоборот, когда проявляется грубое сознание, переживание ясного света прекращается. Мы вынуждены употребить слово "прекращается", потому что оно отражает сущность происходящего, поскольку то, что мгновение назад было объектом переживания, прекращает им быть.

Итак, давайте вернемся к примеру с кунжутным семенем. Кунжутное семя насквозь пропитано кунжутным маслом. Подобно тому, как семя пропитано маслом, так и ясное, полностью пробужденное осознание насквозь пронизано ясным светом ригпа. Далее, это ясное осознающее качество обнаруживается в переживании алайи, также, как и в проявлениях основы. С этой точки зрения мы проводим различие между обычным умом и ригпа. То, что называется ригпа, - это удивительная особенность ясности и осознания.

Если мы станем говорить об этом необычайном качестве осознания, то описать его можно единственным способом: поскольку наличествует это ясное и осознающее сознание, постольку этот аспект ригпа, это ее особое, необычайное качество, уже присутствует. Этот аспект ригпа, этот вездесущий ясный свет, и есть так называемое сущностное ригпа.

Когда задействованы грубые уровни сознания, переживание изначального ума ясного света "прекращается". Тем не менее, и грубые уровни сознания также пронизаны качествами ясности и осознания. На самом деле все, начиная с проявления и возрастания до последующего достижения, пронизано ясным осознанием. Это особенное качество ригпа не является тем, что мы называем нашей истинной природой, природой непревзойденного беспрепятственного ригпа, но оно присутствует как качество, которое пронизывает эти состояния. Как только проявляются объекты органов чувств, в тот же момент грубый уровень сознания становится очевидным, но само сознание по своей природе всегда остается ясным и осознающим. Этот фактор, это необычайное свойство ригпа и есть лучезарное ригпа.

Поскольку это так, то даже в то время, когда очевидны лишь грубые уровни сознания, они пронизаны этим качеством ясного света ригпа. Это и есть то свойство ригпа, которое следует "обнажить". Это тайна, которая скрыта под покровом понятийного мышления и других факторов. Благодаря благословению учителя, силой своих благих заслуг и медитации на основе сущностных наставлений, вы можете получить прямое введение в это знание, и тогда даже в самой гуще возникающих грубых мыслей будете переживать это удивительное состояние беспрепятственного, всепроникающего ригпа. Это ригпа, которое присутствует среди всех мыслей, не следует ни за внешними, ни за внутренними объектами, и не цепляется за них, потому что оно способно пребывать, опираясь само на себя как на собственную основу.

Вначале это ясное, осознающее сознание пребывает в своей собственной основе. Затем вы достигаете алайи, стабильного состояния, в котором сознание остается непоколебимым и не следует за объектами. Постепенно вы углубляете это переживание. Алайя - пустое, притупленное, подобное бессознательности состояние ума. Не подпитывая мысли, не производя разделения на субъект и объект, оно лишено качества ясности. Это то, что называется "спокойная алайя, наделенная качествами притупляющего оцепенения".

Превзойдя это состояние, вы испытываете ощущение, будто кто-то снял с вашей головы тяжелую шапку, потому что состояние ригпа становится полностью очевидным и ясным. Нет ни внешнего, ни внутреннего, ничего, похожего на "то" или "это", нечего переживать, потому что нет переживающего, и отсутствует всякое деление на субъект и объект. В то же время это состояние не является бессознательным, и совсем не значит, что, находясь в нем, вы вообще не думаете. Ригпа нельзя найти тем же путем, каким сознание узнает свои объекты. Это необычайное состояние осознания, где все объекты познания, внешние и внутренние, словно возвращаются обратно в него.

Когда вы были прямо ознакомлены и распознали этот осознающий аспект ясного света, вы сможете идентифицировать его даже в самой гуще возникающих мыслей. Поскольку то, с чем вы были напрямую ознакомлены, способно оставаться в собственной основе, у вас появляются благоприятные условия для глубокого переживания возникновения ясного света. Вам не нужно вовлекать в этот процесс ни мысли, ни идеи, ни что-либо еще. Уникальное качество основополагающего врожденного ума ясного света вам уже знакомо, потому что вы получили это переживание во время прямого введения. Вы фокусируете внимание на этой основной опоре и в результате входите в ни с чем не сравнимое переживание. В этом состоит уникальная особенность Дзогчена.

Додрупчен продолжает:
"Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения."

Когда вы находитесь в более грубых состояниях сознания, чем переживание ясного света, например, когда множатся и исчезают мысли, тогда грубое сознание и ясный свет смешиваются между собой. Если здесь вы не сможете сфокусироваться на ключевом моменте своей практики, тогда очень трудно различить мысли и ясный свет. Подход учений Тайной Мантры в этом случае состоит в решительном пресечении мыслей, что должно привести к переживанию ясного света. Но в Дзогчене, опираясь на сущностные наставления, вы сосредотачиваетесь на обнаженно присутствующем осознающем качестве ясного света. Далее:

"Он не создается заново как результат взаимодействия причин и условий, но
присутствует с самого начала. Ясный свет приходит силой своей собственной тонкой
энергии и пробуждается в ясность; не допуская того, чтобы он рассеялся, и не
теряя, вы обнажаете его и делаете единственным пунктом своего сосредоточения."

Ключевым моментом является осознание, которое способно ясно воспринимать способ
пребывания пространства-основы и мудрости. На базе этого обретается постижение
ясного света, сияющего в своем великолепии подобно тысяче миллионов солнц и
становящегося все более и более ясным.

Теперь о том, что именно делает подход Дзогчена таким уникальным и выдающимся:

"Процесс собирания грубой жизненной энергии в центральном канале или пылание и
таяние красной и белой капель тонкой жизненной субстанции происходит только
тогда, когда вы занимаетесь этой практикой."

Поскольку в данном случае переживания возникают только в результате приложенных вами усилий, Додрупчен говорит о том, что это "происходит только тогда, когда вы занимаетесь этой практикой". Но в Дзогчене другой подход. Даже если мысли активны, они насквозь пронизаны ригпа. Поэтому всепроникающее качество ясного света ригпа присутствует всегда, даже когда возникают сильные эмоции, такие, как привязанность или отвращение. Это ригпа вы искали, чтобы распознать его, выдвинуть на первый план, обнажить и использовать в практике.

"Здесь, в Дзогчене, поскольку естественный способ существования ясного света
подобен нераздельности солнца и его лучей, если вы способны через это выявить
сияние подлинного ума, тогда вы сможете поддерживать переживание ясного света в
медитации без перерывов, без прихода и ухода."

Даже после занятия медитацией, когда уже задействованы шесть грубых видов сознания, вы находитесь в прямом введении в знание на основе ясного света ригпа. Следовательно, можно считать, что и вне формальной практики вы также находитесь в состоянии медитации. Здесь сама суть медитации состоит в отсутствии разделения на субъект и объект. Итак, если ваше ригпа способно поддерживать само себя и сохранять стабильность, результатом этого станет состояние, в котором "нет разницы между медитацией и постмедитацией". Его Святейшество цитирует из "The Special Teaching of the Wise and Glorious King."  То есть здесь говорится о неотличимости периодов формальной медитации и перерывов между ними.

Поэтому:
"Вы сможете поддерживать переживание ясного света в медитации без перерывов,
прихода и ухода. Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным
светом и поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния
ума."

Это действительно важно. Это не то состояние, когда, в то время как функционируют шесть сознаний, присутствующее в данный момент сознание просто ни о чем не думает или не следует за объектами. Это основной момент. Многие из нас могут сказать: "Я достиг состояния покоя ума" или "Я поддерживаю состояние природы ума", хотя на самом деле им просто удалось ненадолго отложить сумятицу мыслей и дать своему уму немного отдохнуть. Когда Додрупчен говорит о ясном свете, он имеет в виду совсем другое:

"Это не просто означает, что вы напрямую ознакомлены с ясным светом и
поддерживаете его на основе присутствующего в данный момент состояния ума.

Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа...

Здесь он говорит о лучезарном ригпа, которое появляется из сущностного ригпа:

"Здесь осознающий аспект ясного света, или лучезарного ригпа, предстает
обнаженным, и вы все дальше проникаете в глубины ясного света, что называется
достижением тепла. Это соотносится с практиками ясного света из материнских
тантр, в которых работают с праной, каплями жизненной субстанции и каналами."

В Дзогчене осознающий аспект ясного света таков, что даже если кажется, будто
объекты продолжают возникать...

Проявление объектов продолжается, но даже если они возникают, ригпа по-прежнему присутствует, и таким образом...

... даже если кажется, что объекты продолжают возникать, это возникает ригпа,
которое не поймано этими объектами,

Здесь сказано, что ригпа не следует за объектами двойственного цепляния, внешними и внутренними, и предстает обнаженным. Оно "возникает" в том смысле, что остается в собственной основе.

...и на этой основе вы тренируетесь. Это может полностью заменить медитацию на
каналы, жизненную энергию и тонкие жизненные субстанции.

Вот о чем говорит Додрупчен Джигме Тенпе Ньима.

Итак, в этой точке, в том, что касается опыта переживания изначального ума ясного света, подходы тантрических традиций как новых, так старых переводов, полностью совпадают. Если вы понимаете отличительную особенность подхода Дзогчена, значит, вы действительно сможете понять, в чем состоит его уникальность.

Перевод с английского: С. Хос и А. Розова.
Материал подготовлен на основе книги "Далай-лама о Дзогчен", изданной в издательстве "Открытый мир"  в 2007 г.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Суббота, 18.06.2022, 23:52 | Сообщение # 4
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Прокомментирую.

В этом тексте чётко сказано, что Ясный Свет - это основа осознавания.
Хорошее сравнение с Солнцем и его лучами. Т.е. Солнце - это Ясный Свет (ригпа Основы). Лучи -осознавание (лучезарное ригпа).

О чём тут речь, в этом тексте?
Не нужно думать, что у вас раскроется Ясный Свет на раз-два.
Вот, когда вы практиковали йогу энергии, йогу иллюзорного тела и йогу Ясного Света. И всё-таки раскрыли Ясный Свет. То, позже нужно привнести Ясный Свет в повседневную жизнь, вне практик. А как это сделать? Вот тут и объясняется, что опорой для раскрытия Ясного Света служит само осознание. Т.е. вы просто пребываете в осознании и вам раскрывается Ясный Свет.  Но, это легко и просто, когда уже всё реализовано. Поначалу, конечно это невозможно.
Т.е. 6 йог Наропы плавно перетекает в Дзогчен.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Понедельник, 20.06.2022, 13:10 | Сообщение # 5
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Суббота, 17.09.2022, 23:37 | Сообщение # 6
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
"Материнский ясный свет можно также соотнести с состоянием пустоты, а сыновний ясный свет — с умом, который поддерживает непрерывность осознания этой пустоты и, согласно представлениям этих школ, отличен от ригпа. Таким образом, «воссоединение матери с сыном» в этих традициях означает способ, которым ум-сын воспринимает пустоту-
мать.

В текстах относящихся к традиции Высшей Йога-тантры термин ясный свет используется для обозначения тончайшего уровня сознания, который неразделен с самим бытием. Это соотносится с тем, что в учении Дзогчен называют ригпа основы, поскольку здесь существует различие между  основой и проявлениями основы. Когда вы получаете прямое введение в состояние ригпа через шесть сознаний, это и есть то, что называется ригпа как энергия  или лучезарное ригпа. В результате ознакомления с лучезарным ригпа вы лицом к лицу встречаетесь с ригпа основы".
Далай-лама о Дзогчен

Прокомментирую.
Из-за того, что в разных школах термин "Ясный Свет" трактуется по-разному, в зависимости от контекста, возникает путаница. Начинающий, малоопытный практикующий читает и неверно понимает. Он думает, что осознанность - это конечная  реализация. Чтобы правильно понимать эту тему, нужно изучать разные Учения не только в рамках Буддизма, но и другие Учения о Недвойственности. И конечно же нужно практиковать и пройти все стадии от а до я.
Мне тут товарищи по Дхарме доказывали, что Ясный Свет — это Осознанность и что есть только одно ригпа, с которым тебя знакомит Мастер, и это и есть Дхармакая.
Прикол в том, что в некоторых текстах именно так и написано. Сам читал много таких текстов.
Однако, Далай-лама XIV в книге «Далай-лама о Дзогчене» анализирует, сравнивает разные школы Буддизма и показывает на конкретных примерах, как может отличаться терминология в разных школах, объясняет суть. Рекомендую к прочтению, чтобы не путаться.
Цитата
Когда вы получаете прямое введение в состояние ригпа через шесть сознаний, это и есть то, что называется ригпа как энергия или лучезарное ригпа. В результате ознакомления с лучезарным ригпа вы лицом к лицу встречаетесь с ригпа основы».

Очень внятно, прямым текстом написано, что в результате прямого введения Мастер Дзогчен ознакамливает с лучезарным ригпа. А далее, нужно пребывать в лучезарном ригпа. Это и есть медитация Дзогчен. Однако, ригпа Основы — это следующая стадия, после лучезарного ригпа. Более подробно, как раскрыть ригпа Основы объясняется именно в Высшей йога-тантре.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Суббота, 01.10.2022, 16:10 | Сообщение # 7
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
ОСОБЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕМУДРОГО И СЛАВНОГО ЦАРЯ
коренной текст

Хвала Гуру! Воззрение — Лонгчен Рабджампа;
Медитация — Кенце Одзер;
Действие — Гьялве Вьюгу.
Всякий, кто усердно практикует подобным образом,
Обретет мгновенное просветление еще в этой жизни;
Если же он и не сможет, то просто насладится счастьем.
А-ла-ла!

I

Что касается воззрения — Лонгчен Рабджампы:
Есть три наставления, проникающие в самую суть практики.
Прежде всего, установи свой ум в состоянии покоя и расслабления,
Не пытаясь ни рассеивать, ни сосредоточивать мысли.
В этом состоянии равностности и полного расслабления,
По возникающим мыслям ударь криком ПХАТ!
Сильно и резко.

ЭМА-ХО!!!
Не осталось ничего, кроме изумленной открытости;
Она всепроникающа.
Нет ничего препятствующего — она неописуема.
Узнай в ней непосредственное истинное Осознание, которое есть сама Дхармакая.
Таково первое сущностное наставление — о прямом введении в свою изначальную природу.

II

Отныне, возбужден ум или пребывает в покое,
Возникают ли гнев или вожделение, радость или печаль,
Во всякое время и во всех обстоятельствах,
Всегда узнавай эту, уже познанную тобой, Дхармакаю,
как два Ясных Света — мать и сын — узнают друг друга при встрече,
И так оставайся в этом состоянии неописуемого Осознания.
Если возникнут приятные ощущения, состояние покоя или ясности, или же пронесутся какие-либо мысли,
Снова и снова отсекай их внезапным криком ПХАТ!, соединяющим в себе мудрость с искусными средствами.
Исчезает различие между медитативным погружением и состоянием после него,
Между периодами медитации и перерывами в практике;
Постоянно пребывай в их нераздельности.
Однако те, которые не могут сразу достичь этого,
Должны, избегая мирских дел, усердно заниматься медитацией,
Разделяя свою медитативную практику на определенные периоды.
Во всякое время и во всех обстоятельствах
Постоянно пребывай в этой единой Дхармакае,
И увидишь, что нет ничего превыше этого.
Таково второе сущностное наставление — о прямой решимости пребывать в этом едином состоянии.

III

В это время могут возникать чувства вожделения или ненависти, радости или печали,
Или различные рассудочные мысли.
Продолжая узнавать их не следуй за ними,
Оставаясь в состоянии освобождающего восприятия Дхармакаи.
Как рисунок, сделанный на поверхности воды, исчезает одновременно с появлением,
Так нет различия между самовозникновением и самоосвобождением мыслей.
Что бы ни возникало в пространстве ума, все становится пищей для пустотного обнаженного Осознания.
Все движения мысли являют собой творческую энергию Славного Царя, который есть сама Дхармакая;
Самоосвобождаясь, они исчезают без следа.
А-ла-ла!

Возникают они так же, как и прежде;
Суть в том, что они безусильно самоосвобождаются.
Без этого — путь медитации приведет лишь к умножению иллюзий.
Тот же, кто постиг это тот и без всякой медитации пребывает в истинном состоянии Дхармакаи.
Таково третье сущностное наставление, о прямом пребывании в уверенности освобождения.
Истинное воззрение соединяет в себе все три вышеперечисленных сущностных наставления.
А медитация, основанная на единстве мудрости, сострадания и действия,
Свойственная Сынам Победоносного (бодхисаттвам), подобна другу.
Даже все будды трех времен, собравшись вместе,
Не смогли бы дать более возвышенное учение.
Творческая энергия истинного Осознания, являющая сокровища Дхармакаи,
Даровала эту драгоценность, обретенную в обширном пространстве мудрости.
Это не похоже на извлечение золота из земной руды!

Здесь заключен последний завет самого Прахеваджры (Гараба Дорже)
И духовная суть трех линий передачи Учения.
Эти наставления следует давать ближайшим сердечным сыновьям и запечатлеть печатью молчания.

Написанное здесь исходит из глубины сердца
И является моим сердечным наставлением, сутью истинного смысла.
Не дайте этим наставлениям исчезнуть из мира,
Но также не позволяйте глупцам искажать суть этого учения.
Таковы «Особые наставления Премудрого и Славного Царя».

Далай-лама XIV комментирует этот текст Дза Патрула Ринпоче в книге «Далай-лама о Дзогчен».
Приведу здесь некоторые комментарии:

Дза Патрул Ринпоче пишет:
«Итак, какие бы мысли или эмоции ни возникли, сами по себе они есть не что
иное, как мудрость дхармакайи, а природа этих мыслей и эмоций — подлинный
ясный свет основы дхармакайи. Это узнавание называется так: «Материнский
ясный свет присутствует как основа». Узнавание своей собственной истинной
природы в этом видении светоносной ясности самопознающего ригпа прямое
введение в которое вы уже получили от учителя, называется «ясный свет пути
практики». Пребывание в состоянии, когда эти два ясных света, основы и пути,
нераздельны, называется «встречей материнского и сыновнего ясного света».
Поэтому в коренном тексте сказано: «И два ясных света, уже знающие друг
друга мать и сын, воссоединятся».

Далай Лама XIV комментирует:
Не имеет значения, кем мы являемся, медитируем или нет, — саморожденная мудрость
естественного состояния ригпа изначально присутствует в каждом из нас, и мы никогда от
нее не отделялись. С другой стороны, с ригпа нас знакомит мастер посредством прямого
введения, и с тех пор оно становится основой нашей личной практики. Природа ригпа в
обоих случаях та же самая, разница лишь в том, что в первом случае это просто естественное
положение вещей, а во втором мы оказываемся способны узнавать нашу истинную природу
такой, какая она есть на самом деле. Поэтому о ригпа можно говорить и в том и в другом смысле. Но в истинном смысле это не две разные вещи, одна из которых существует
отдельно от нас, а с другой мы воссоединены. Прямое введение в то, что естественным
образом присутствует как основа существования, метафорически называется
«воссоединением сына и матери».
В других школах эта метафора «воссоединение», или иногда «слияние» сыновнего и
материнского ясного света упоминается в связи с появлением ясного света основы в момент
смерти, которое переживается даже обычным человеком. В частности, это выражение
означает способность практикующего силой йогической практики превращать переживание
воссоединения в сущность пути. Вот что имеется в виду под слиянием материнского и
сыновнего ясного света, когда материнский его аспект возникает перед любым человеком во
время смерти, и что можно превратить в путь.
Материнский ясный свет можно также соотнести с состоянием пустоты, а сыновний
ясный свет — с умом, который поддерживает непрерывность осознания этой пустоты и,
согласно представлениям этих школ, отличен от ригпа. Таким образом, «воссоединение
матери с сыном» в этих традициях означает способ, которым ум-сын воспринимает пустоту-
мать.

Дза Патрул Ринпоче пишет:
Итак, постоянно помни о воззрении, которое есть узнавание в самом себе
ясного света как собственной истинной природы, и покойся в этом состоянии.
Кроме того, очень важно ничего не отвергать, ничего не принимать, ничего не
подавлять и ни в чем не потворствовать ни мыслям, ни эмоциям, которые являются
энергией ригпа: «Покойся в этом состоянии неописуемого Осознания».

Далай Лама XIV комментирует:
Здесь Патрул Ринпоче объясняет, каким образом поддерживать узнавание ригпа,
основываясь на переживании, полученном во время прямого введения в знание собственного
изначального состояния. Именно об этом и говорит мастер в коренном тексте: «Покойся в
этом состоянии осознания за пределами любых описаний».
В текстах относящихся к традиции Высшей Йога-тантры термин ясный свет
используется для обозначения тончайшего уровня сознания, который неразделен с самим
бытием. Это соотносится с тем, что в учении Дзогчен называют ригпа основы, поскольку
здесь существует различие между основой и проявлениями основы. Когда вы получаете
прямое введение в состояние ригпа через шесть сознаний, это и есть то, что называется
ригпа как энергия или лучезарное ригпа. В результате ознакомления с лучезарным ригпа вы
лицом к лицу встречаетесь с ригпа основы.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Вторник, 01.11.2022, 18:25 | Сообщение # 8
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Цитата АджнаЙога ()
Сущностное и лучезарное ригпаДодрупчен Джигме Тенпе Ньима различает четыре возможных состояния, которые служат примерами сущностного и лучезарного ригпа:[119]

— состояние, которое есть лучезарное ригпа, но не сущностное ригпа;

— состояние, которое есть сущностное ригпа, но не лучезарное ригпа;

— состояние, которое есть единство первых двух;

— состояние, которое не является ни тем, ни другим.

Прокомментирую. Расшифрую.
1. "Состояние, которое есть лучезарное ригпа, но не сущностное ригпа" - это Пустотное Естественное Осознавание. Это самое первое, что раскрывается. Мастер делает прямое введение именно в лучезарное ригпа без сущностного. С этого и начинается Дзогчен, но НЕ заканчивается.
Далай-лама XIV в комментарии к тексту Патрула Ринпоче "ОСОБЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕМУДРОГО И СЛАВНОГО ЦАРЯ" говорит об этом так:
Цитата АджнаЙога ()
Когда вы получаетепрямое введение в состояние ригпа через шесть сознаний, это и есть то, что называется
ригпа как энергия или лучезарное ригпа.

3. "Состояние, которое есть единство лучезарного и сущностного ригпа" переживается ТОЛЬКО в процессе йоги Света на стадии 3-х Пустота-Блаженство-Свет из 4-х.
Последовательность видимостей(световых пространств) такова:сначала светлячки, мираж, потом ограниченные световые пространства 5 цветов радуги; потом безграничные световые пространства, так называемые Пустота-Блаженство-Свет (подобно свету Луны, свету Солнца, тёмной ночи); потом подобие Ясного Света и наконец Ясный Свет.
Вот об этих 3-х Пустота-Блаженство-Свет Далай-лама говорит:
"первые три видения из четырех являются переживаниями, возникающими, когда вы утвердились в ригпа как в основе, поэтому они являются переживаниями, в которых сущностное и лучезарное ригпа присутствуют одновременно".
2. "состояние, которое есть сущностное ригпа, но не лучезарное ригпа" - это 4-я Пустота-Блаженство-Свет. Это Ясный Свет. Очищен от всех световых пространств. Это Недвойственность субъекта и объекта. Это результат йоги Света. Далай-лама описывает это так:"Что касается состояния сущностного, но не лучезарного ригпа, то здесь речь идет об абсолютном ригпа, которое, собственно, и есть ясный свет".
4. "состояние, которое не является ни тем, ни другим".
Далай-лама пишет:"С одной стороны, проявления основы уже завершили процесс своего растворения в пространстве-основе, и может показаться, что они полностью слились с чрезвычайно тонким ясным светом основы. С другой стороны, здесь можно отдельно говорить о «ригпа всеохватывающего спонтанного присутствия», которое является окончательным плодом. Этот термин относится к окончательной природе и подразумевает полную завершенность."
Когда Ясный Свет бодрствования встречается с Ясным Светом сна без сновидений, это называют встреча матери и сына. Ясный Свет проникает в повседневную жизнь, при любой активности тела, речи и ума. Оставшиеся загрязнения ума окончательно растворяются в Ясном Свете и больше НЕ возникают. Ясный Свет не прерывается 24 часа в сутки. Вот это Дхармакая (Просветлённый Ум-Сознание). Такого йога называют Видьядхара или Видьяшвара.
p.s.
Однако и это НЕ конечная реализация! Далее, из Ясного Света и тончайшей, всепроникающей энергии рождается Иллюзорное тело Союза. Это причина Самбхогакаи. А когда физическое тело полностью, окончательно и бесповоротно растворится, исчезнет, трансформируется либо в энергию (Безатомное Тело), либо в Свет(Радужное Тело), это называется Самбхогакая. Такого йога называют Ваджрадхара или Махасиддх.
После этого такой Махасиддх может эманировать из себя множество физических тел в разных мирах. Это называют Нирманакая.
Единство 3-х Просветлённых тел - это конечная Реализация. Такого йога называют Будда.
Поэтому, когда некоторые самонадеянные, самовлюблённые товарищи по Дхарме рассказывают о своём Просветлении, сравнивают себя с Буддой, говорят, что у них Просветлённное Сознание, при этом находясь лишь на начальной стадии, в Пустотном Осознавании, то не знаю, то ли смеяться, то ли плакать.
Скромнее будьте, товарищи по Дхарме!


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Четверг, 10.11.2022, 22:35 | Сообщение # 9
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Пустота - это НЕ Осознанность(лучезарное ригпа)

Разница между опытом пустоты и мгновенным присутствием(лучезарное ригпа=Осознанность)
Неизвестно, как долго мы можем оставаться в мгновенном присутствии. Возможно, вскоре начнут возникать мысли и мы отвлечемся, но помните, что если вы внезапно оказываетесь в измерении пустоты, то, если вы находитесь в присутствии, можете обнаружить мгновенное присутствие, которое и есть ваше состояние ригпа. Этот метод очень прост, и вы можете повторять его много раз, чтобы освоиться со своим открытием. Есть много методов для обретения опыта пустоты, но тот, что связан с гуру-йогой, — прямой метод.
Важно понять, что опыт пустоты — это не мгновенное присутствие; точно так же само по себе пребывание в шинэ, или состоянии покоя, не равнозначно созерцанию. Пустота—это опыт, а мгновенное присутствие — это наше естественное состояние. Но благодаря переживанию пустоты есть возможность обнаружить мгновенное присутствие. Многие западные учителя утверждают, что состояние созерцания — это то же самое, что и состояние пустоты, однако, если вы остаетесь лишь в переживании пустоты, это никогда не станет реализацией, потому что сама по себе пустота не равнозначна состоянию созерцания. Приведу наглядный пример. Если вы хотите посетить Бодхгаю в Индии или гору Кайлаш в Тибете, есть много способов добраться туда, но в любом случае целью остается ваше место назначения. Недостаточно приехать в Катманду и остановиться в хорошем отеле: если вы путаете отель с Кайлашем, то никогда не достигнете своей цели! Полагать, что само по себе состояние пустоты уже есть состояние созерцания, — всё равно что с удобствами жить в отеле. Возможно, неплохо несколько дней или несколько лет передохнуть от суеты сансары, но это не поможет вам достичь реализации.
Некоторые учителя медитации заявляют, что если остановиться в пустом пространстве между двумя мыслями, что следуют друг за другом, и неуклонно расширять это пространство, — это будет то же самое, что и состояние созерцания. Однако пустое пространство между двумя мыслями — это лишь то, что по-тибетски называется хэдева, состояние шока. Шок может быть сильным, средним и слабым, но при всех этих уровнях он будет оставаться состоянием шока, а не состоянием созерцания. Вот почему, если учить медитации таким образом, это абсолютно ошибочно и не приводит к реализации, как бы вы ни старались. Если вы идете таким путем, то в лучшем случае переродитесь в мире без форм, который всё равно составляет часть сансары. Переход из одной сансары в другую ничего не решает, и это точно не путь!
Намкай Норбу Ринпоче


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Четверг, 08.12.2022, 22:50 | Сообщение # 10
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Обнаружить свою истинную природу не значит стать просветленным.
Не все так просто. Мы думаем: «Я выполнял практики, поэтому теперь, возможно, я просветленный». От моих учеников мне приходит по электронной почте много писем, в которых они пишут нечто такое: «Теперь я просветленный, потому что вижу, как светится моя рука». Я отвечаю: «Вероятно, это не настоящее свечение. Не исключено, что это просто последствие вашей диеты». Не так легко удостовериться в том, что кто–то стал просветленным. В учении Дзогчен говорится, что наша истинная природа просветлена изначально, хотя мы знаем, что сейчас находимся в сансаре, поскольку у нас есть материальное тело, а потому нам приходится есть, пить, болеть и претерпевать много других трудностей.
Чтобы достичь реализации, сначала нам нужно обрести понимание. Если, как это принято в Дзогчене, ваш учитель дает вам прямое ознакомление, вы можете обнаружить свою истинную природу и достичь этого понимания. То, что вы обнаружили свою истинную природу, еще не означает, что вы сможете остаться в этом состоянии навсегда. Спустя несколько секунд вы снова впадаете в свое двойственное видение. Вы сразу же думаете: «Обнаружил я свое изначальное состояние или нет?». Появление этой мысли само по себе означает, что вы уже не находитесь в состоянии просветления. Нужно правильно понимать высказывание о том, что наша истинная природа изначально просветлена. До сих пор мы испытывали свою истинную природу только очень недолгий период времени, а реализация подразумевает, что мы способны оставаться в этом состоянии непрерывно. Это означало бы, что, пусть даже у нас остаются все особенности человеческого существа, которое ест, спит и т. п., мы всегда пребываем в мгновенном присутствии. Только в том случае, если вы достигли такого состояния, вы можете считать, что обрели реализацию. Не думаю, чтобы в этот момент у вас начали светиться руки. Пока вы еще не умерли, ваши руки остаются всего лишь руками. Мы называем Будду Шакьямуни полностью просветленным, но, даже и он проявил смерть, так что лучше не слишком доверять своим фантазиям.
Такие фантазии бывают у тех, кто начинает следовать учению Дзогчен. Они говорят: «Мне бы хотелось быть таким, как Другпа Кунлег». Стоит им прочитать кое–что из истории Другпа Кунлега, как они думают: «О, как здорово! Я хочу быть таким же, как он». После этого они позволяют себе такие поступки, которые в нашем обществе недопустимо совершать прилюдно. Мы всегда должны помнить, что наше общество полно ограничений. Возможно, ваши проделки увидит полицейский, а он понятия не имеет о том, что вы просто пытаетесь подражать Другпа Кунлегу. Полицейский сочтет, что вы делаете нечто неподобающее, и арестует вас. Если бы Другпа Кунлега посадили в тюрьму, ему не о чем было бы беспокоиться, потому что даже железные стены не были для него преградой и он мог сразу же оказаться снаружи. Вот это истинная реализация, и если вы хотите достичь такого уровня, то должны полностью объединиться с элементами.
Если кто–то проявляет подобные свидетельства реализации, мы называем это чудом. Например, когда Гуру Падмасамбхава был царевичем в Уддияне, он совершал такие поступки, которые в тогдашнем обществе считались противозаконными, и был изгнан из страны. Позднее, когда он стал полностью просветленным, он вернулся в Уддияну. Его узнали и, обвинив во многих бедах, из–за него постигших страну, собрались казнить. Его приговорили к сожжению, собрали много дров и масла и соорудили костер. Однако, объятый пламенем, Падмасамбхава пребывал в медитации и оставался невредимым посреди бушующего огня. Тогда все сказали: «Падмасамбхава просветленный. Он явил чудо». Но на самом деле это не чудо: Падмасамбхава был очень хорошим практиком, который достиг полной самореализации. У него была идеальная способность объединяться со всеми элементами. Огонь не может сжечь огонь. Вот почему Падмасамбхава остался невредимым.
Если вы способны сделать нечто подобное, то можете считать себя просветленным. Фантазировать легко. Это могут делать все. Я могу предложить вам простой способ проверить, достигли ли вы реализации, если вас занимает этот вопрос. Зажгите свечу и суньте палец в огонь. Если для вас это не представляет никакой трудности, это значит, что вы можете объединяться с огнем. Если же вам будет больно, то не пытайтесь поступать как Другпа Кунлег. Вместо этого сохраняйте осознанность и старайтесь делать то, что будет полезнее всего в обществе. Если вы усердно практикуете и серьезно трудитесь, не создавая себе ненужных проблем, то можете обрести реализацию.
Намкай Норбу Ринпоче


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
АджнаЙогаДата: Четверг, 14.12.2023, 17:26 | Сообщение # 11
Учитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 722
Репутация: 33
Статус: Offline
Ригпа - это НЕ Просветление

После того, как Миларепа передал Гампопе все необходимые наставления по медитации, он добавил: «Теперь вся практика находится в твоих руках». Когда Гампопа отправился в дорогу, Миларепа проводил его и в какой-то момент остановился и сказал Гампопе: «Я передал тебе все учения, но одно наставление я придержал». Гампопа подумал, что ему следует сделать подношение мандалы, и начал готовиться, но Миларепа сказал: «Не надо подносить мандалу. Я тебе дам только это учение...». Затем он повернулся, поднял свою юбку и показал ягодицы. Они были до такой степени покрыты мозолями, что Гампопа не мог различить, что это — плоть, камень или дерево. Дав ему время хорошенько полюбоваться этим зрелищем, Миларепа сказал: «Если ты хочешь достичь совершенства в практике медитации, тебе нужно сидеть так же, как я. Я сидел на твёрдых скалах непрерывно, так долго, что моя задница стала такой же твёрдой, как камень. Ты должен тренироваться с таким же рвением и стойкостью. Это моё последнее наставление». Поэтому недостаточно просто смотреть на то место, где вы стоите, думая, что вы куда-то прибыли. Распознавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.

Трулщик Адэу Ринпоче

Комментирую:
Цитата
Распознавание пробуждённого состояния ригпа — это ещё не просветление, но путь к просветлению. Вам необходимо развить это осознавание в его полную силу посредством постоянной тренировки.

Если прочитать весь текст по ссылке в топике, то станет понятно, что он рассказывает про начальное ригпа (лучезарное ригпа), как Недвойственность Пустоты и Ясности.
Т.е. нужно медитировать на Ясность много, долго и упорно, пока на жопе мазоли не образуются (со слов Миларепы). А не тяп-ляп — всё готово. Не успел на секунду раскрыть Ясность, как объявил себя «Просветлённым» и побежал учить. Грустно и смешно смотреть на новоявленных псевдо-просветлённых, которые плодятся как поросята.


Вашу благодарность можно сюда:
ЮMoney кошелёк:
410016613729064
 
Форум » Учения о Недвойственности » Тибетский Буддизм » Дзогчен » Ригпа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: